Истинджа и истиджмар, и замена одним другого
Истинджа (подмывание) – это удаление выходящего из двух путей (то есть испражнений), с помощью воды. Истиджмар (подтирание) – это протирание посредством чего-либо чистого, дозволенного и очищающего, например камнями, и им подобными вещами.
Разрешается делать что-либо одно из двух, так как это установлено от пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Передается от Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уединялся в отхожее место, а я и мальчик подобный мне несли маленький бурдюк с водой и бурдюк из козлиной кожи, и он совершал истинджа водой” (Муслим 271). А также от Айши, да будет доволен ею Аллах, от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда кто либо из вас идет по большой нужде, то пусть очищается тремя камнями, поистине это замещает его (т.е. очищение водой)”. (Ахмад 108/6, ад-Дарикъутний 144, и он же сказал: “Иснад сахих”)
Объединение их (истинджа и истиджмар) предпочтительнее.
Совершается истиджмар камнями или всем тем что заменяет их, при условии что оно чистое, очищающее и дозволенное. Например салфетки, листья, бумага, дерево и другое подобное этому, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал истиджмар камнями, и вместе с ними тем что подобно им для очищения. Не разрешается совершать истиджмар менее чем тремя протираниями, согласно хадису Сальмана, да будет доволен им Аллах:
“Запретил нам (имеется ввиду пророк, да благословит его Аллах и приветствует) совершать истинджа правой рукой, и истиджмар менее чем тремя камнями, а так же совершать истиджмар навозом и костями” (Муслим 262)
Поворачивание передом или задом к кибле во время справления нужды
Не разрешается поворачиваться передом или задом к кибле во время справления нужды в открытом пространстве (пустыня, степь, пустырь и прочее) без преграды между ней и собой, согласно хадису Абу Айуба аль-Ансарий, да будет доволен им Аллах:
“Сказал посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует: “Когда вы пришли справлять большую нужду то не обращайтесь к Каабе ни передом, ни задом, а поворачивайтесь на восток или на запад”. Сказал Абу Айуб: “И мы пришли в шам (территория нынешней Сирии, Палестины, Ливана и Иордании) и нашли что уборные (отхожие места) там построены по направлению к Каабе, и мы отклонялись от нее (во время справления нужды), и просили прощения у Аллаха”” (хадис согласованный: аль-Бухарий 144, Муслим 264)
Однако в зданиях или если между человеком и киблой есть преграда, то нет страшного в этом, согласно хадису ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими: он видел как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мочился в своем доме, повернувшись передом к Шаму, а задом к къибле. (хадис согласованный: аль-Бухарий 148, Муслим 266), также хадис Марвана аль-Асгъара, сказал: “Ибн Умар поставил на колени своего верблюда, по направлению к къибле (т.е. между собой и къиблой), а затем сел и стал мочиться в его сторону. Я сказал: “О Абу Абду-р-Рахман, разве это не запрещено?”, – он ответил: “Нет, поистине, это запрещено только на открытом пространстве, однако если между тобой и киблой есть что-то, что преграждает тебя, то нет беды в этом”. (Абу Дауд 11, ад-Дарикъутний 158, аль-Хаким 154/1, и назвали его сахихом его ад-Дарикъутний и аль-Хаким, и согласился с ним аз-Захабий, и назвал его хасан аль-Хафиз ибн Хаджар и аль-Хазмий, и аль-Альбаний. Смотри “аль-ирва” 61).
Но предпочтительнее воздержаться от этого (поворачивания передом или задом к къибле), даже в зданиях. Аллах знает лучше.
Что желательно (сунна) совершать во время справления нужды
Для справляющего нужду является сунной сказать перед входом в отхожее место: “Бисмиллях, Аллахума инни а’узу бика мина-ль-хубси уа-ль-хабаис”, а после завершения, при выходе сказать: “Гъуфранака”. Так же входить с левой ноги, а выходить с правой, и не открывать свой ‘аурат (т.е. те части тела, которые необходимо скрывать) до тех пор, пока он не опустится на землю или пока он не закроется от людей в туалете.
Когда он находится в открытой местности, то желательно ему отдалиться и скрыться до тех пор пока его не будет видно.
Доказательством всему этому хадис Джабира, да будет доволен им Аллах, в котором он сказал: “Мы вышли вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в путешествие. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не справлял нужды до тех пор пока не уходил далеко и его никто не видел”. (Абу Дауд 2, ибн Маджах 335 и текст от него, и его иснад достоверен)
А так же хадис Али, да будет доволен им Аллах, сказал: “Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Преграда между джиннами и ауратами сынов Адама когда они входят в отхожее место – произнесение “Бисмиллях””” (ибн Маджах 297, ат-Тирмизий 606, и сказал что хадис хасан Ахмад Шакир в книге “Хошъйату-т-Тирмизий”, и назвал его сахихом аль-Альбаний в “Сахиху-ль-джами’и-с-согъир” под номером 3611).
Хадис Анаса, да будет доволен им Аллах: Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заходил в отхожее место, то говорил: “Аллахума инни а’узу бика мина-ль-хубси уа хабаис” (хадис согласованный: аль-Бухарий 142, Муслим 375)
Хадис Аиши, да будет доволен ею Аллах: Когда (пророк) выходил, да благословит его Аллах и приветствует, из отхожего места, то говорил: “Гъуфранака”. (хадис передал Абу Дауд 17, ат-Тирмизий 7, и он же сказал: “Хасан гъариб”, и назвал его хасан аль-Альбаний в “Сахиху-ль-джами’и-с-согъир” 4707)
Хадис ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими: Что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда хотел справить нужду то не поднимал своего сауба (длинная рубаха) до тех пор пока опускался к земле. (Абу Дауд 14, ат-Тирмизий 14, и назвал его сахихом аль-Альбаний, смотри “Сахиху-ль-джами’и-с-согъир” 4652)
Что запрещено (харам) совершать тому, кто хочет справить нужду
Запрещается мочиться в стоячую воду (например в колодцы, бассейны, озера и прочие), согласно хадису Джабира, от пророка, да благословит его Аллах и приветствует: что он запретил мочиться в стоячую воду. (хадис согласованный: Муслим 281, и похожий у аль-Бухарий 239)
Нельзя ему держать член правой рукой во время мочеиспускания и совершать ею истинджа.
Со слов (пророка), да благословит его Аллах и приветствует: “Когда мочится один из вас то пусть не держит свой член правой рукой, и не совершает истинджа правой рукой” (хадис согласованный: аль-Бухарий 154 и текст от него, Муслим 267)
Запрещено ему справлять большую и малую нужду в дорогах, или в тени, или в общественных садах, или под деревья которые приносят плоды (и которые потом едят люди), или в источники воды (колодцы, родники, водохранилища, под краны).
Согласно передаче от Му’аза: “Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Бойтесь трех (вещей которые являются причиной) проклятий: справлять большую нужду в источники (воды), в используемых людьми дорогах и в тени (которой пользуются люди)””. (Абу Дауд 26, ибн Маджах 328, и его иснад хасан, смотри “Ирвау-ль-гъалиль” 100/1) и согласно хадису абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Боитесь двух проклятий”. Сказали (сподвижники): “Что это за два проклятия, о посланник Аллаха?”. Сказал: “Тот который освобождается (т.е. справляет большую или малую нужду) на дорогах (которыми пользуются) люди и в тени (которой они пользуются)” (Муслим 269).
Так же запрещается читать Коран и заходить с ним в отхожее место, и запрещается совершать истиджмар навозом, или кистями, или полезной едой (т.е. фактически любое едой, которую можно есть), согласно хадису Джабира, да будет доволен им Аллах:
“Запретил нам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вытираться (т.е. совершать истиджмар) костями и навозом” (Муслим 263).
Запрещается справлять нужду между могил мусульман, и сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приблизительно такие слова:
“Нет разницы, в центре ли могил справлять нужду или в центре рынка” (ибн Маджах 1567, и назвал его сахихом аль-Альбаний в “Ирвау-ль-гъалиль” 102/1)
Что нежелательно (макрух) совершать уединившемуся в отхожем месте
Нежелательно во время справления нужды поворачиваться передом к ветру, если нет преграды, чтобы не вернулась моча на него самого. Нежелательно разговаривать (без крайней нужды):
Прошел мужчина около пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда он мочился, и поприветствовал его (дал салям), а (пророк) не ответил ему (салямом). (хадис передал Муслим 380)
Также нежелательно мочиться в трещины (на земле) и подобное им (дыры, норы).
Согласно хадису Къатады от Абдуллаха ибн Сарджиса: Что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мочиться в норы. Сказали Къатаде: “Что в том чтобы мочиться в норы?”, – (на что он) сказал: “Сказанно: “Поистине это места обитания джиннов”” (абу Дауд 29, ан-Насаий 34 и передал аль-Хафиз ибн Хаджар в “ат-Тальхис” 106/1, удостоверил его от ибн Хузеймы и ибн ас-Скн. И сказал шейх ибн ‘Усеймин: “Я говорю что его положение – хасан” см. “Шарху-ль-мумти'” стр 95-96/1).
И поэтому это не безопасно, так как может быть в ней животное и справляющий нужду причинит ему страдания, или она может быть жильем для джиннов и он причинит им страдания.
И нежелательно входить в отхожее место с вещью, на которой упоминается имя Аллаха, кроме как по необходимости. Но если есть вынужденная необходимость, то можно это сделать, скрыв то, на чем упоминание имени Аллаха в одежде. Как например: нужда войти по нужде с бумажными деньгами на которых есть имя Аллаха, потому что оставление их снаружи отхожего места будет причиной кражи или забывания о них после выхода оттуда.
Что же касается мусхафа (т.е. корана), то поистине запрещается входить с ним, независимо от того был он явным или скрытым. Потому что это – слова Аллаха, и это самые благородные слова, и вход в отхожее место с ними является одним из видов унижения, пренебрежения и оскорбления, кроме тех случаев, когда если он оставит его снаружи, то люди надругаются над ним больше, чем надругательство когда справляющийся нужду войдет вместе с ним.
Перевод главы “Справление нужды и ее этикет”, из раздела “Очищение”.
“Книга облегченного фикха в свете корана и сунны” (подготовил совет ученых под предводительством шейха Солиха ибн Абду-ль-Азиза али аш-Шейха – министра исламских дел, призыва и наставлений королевства Саудовская Аравия).