Определение и законоположение малого омовения
В арабском языке слово “вуду” (малое омовение) является производным от “аль-вадоа” и это – тщательная чистота.
В шариате – это использование воды для мытья четырех частей тела, и это: лицо, руки, голова, ноги, в том виде, как это описано в шариате с целью поклонения Аллаху Всевышнему.
Законоположением малого омовение является обязательность (уаджиб) для осквернившегося, когда он хочет совершить молитву или то, что в подобном ей законоположении, как таваф, или прикосновение к мусхафу (Корану).
Доказательство обязательности (уаджиб) совершения малого омовения, а также кто обязан его совершить, и когда обязан
Доказательством обязанности малого омовения являются слова Всевышнего Аллаха:
“О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, – быть может, вы будете благодарны” (аль-Маида 6)
И слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
“Не принимает Аллах молитвы без чистоты, и милостыню которую дают из незаконно присвоенного трофея” (Муслим 224), а также сказал: “Не принимает Аллах молитву того, кто осквернился, пока он не совершит малое омовение” (Муслим, 223)
Кто обязан совершать омовение: обязанность совершать малое омовение на каждом мусульманине, достигшем полового созревания, разумном (вменяемом), когда он хочет совершить молитву или то, что подобно ее законоположению.
Когда обязан совершить омовение: когда наступает время молитвы, или же когда человек хочет совершить действие условием которого является малое омовение, как таваф или прикосновение к мусхафу (к Корану).
Обязательные условия малого омовения
Являются обязательными условиями малого омовения следующее:
- Ислам, разум (вменяемость), различение (тамийиз). Недействительно малое омовение, которое совершил неверующий или сумасшедший, и не рассматривается омовение, совершенное маленьким ребенком, который не достиг возраста различения (тамийиз – это возраст когда ребенок начинает понимать события происходящие вокруг него и адекватно оценивать их).
- Намерение, согласно хадису: “Поистине дела оцениваются только по намерениям” (хадис согласованный: аль-Бухарий 1, Муслим 1907), и не узаконено шариатом произнесение намерения в виду отсутствия утвержденности этого от пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
- Очищающая вода, согласно тому что предшествовало в главе о видах воды. Омовение, совершенное не очищающей водой — недостоверно.
- Устранение всего, что мешает попаданию воды непосредственно к телу, например воск, или тесто, или подобного им, как лак на ногтях, известный среди женщин сегодня.
- Истиджмар или истинджа, когда есть причина для них, согласно тому что предшествовало из главы справления нужды. (примечание переводчика: если человек совершил истинджа или истиджмар после справления нужды, то нет необходимости в повторном совершении этого)
- Непрерывность. (примечание переводчика: то есть все части тела должны мыться без остановок так, чтобы вода с предыдущей части тела не высохла до того как моется следующая).
- Порядок и последовательность действий.
Обязательные действия и части тела, мыть которые является обязательным
Их шесть:
- Мытье лица полностью. Согласно словам Всевышнего: “умойте ваши лица”, и к лицу относится полоскание рта и носа, потому что рот и нос это части лица и попадают под аят.
- Мытье рук до локтей, согласно словам Всевышнего: “и ваши руки до локтей”.
- Протирание всей головы вместе с ушами, согласно словам Всевышнего: “оботрите ваши головы” и словами пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Уши – это часть головы” (ат-Тирмизий 37, ибн Маджах 443, и удостоверил его аль-Альбаний в “Сахих суннан ибн Маджах” 357, и в “ас-Сильсиляту-с-сохиха” 36)
- Мытье ног до щиколоток, согласно словам Всевышнего: “и умойте ваши ноги до щиколоток”
- Порядок, потому что Аллах Всевышний упомянул совершение малого омовения упорядоченным, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал его в порядке согласно тому как упомянул Аллах, Свят Он: лицо, руки, голова и ноги, как пришло это в описании его, да благословит его Аллах и приветствует, малого омовения, в хадисе Абдуллаха ибн Зейда, да будет доволен им Аллах (Муслим 235) и в других хадисах.
- Непрерывность, потому что мытье части тела, следует непосредственно (то есть сразу) вслед за предыдущей, без задержек и опозданий. Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, совершал омовение непрерывно, согласно хадису Холида ибн М’дана, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел молящегося мужчину, и на внешней стороне его ступни было маленькое место, размером с дирхам которого не коснулась вода (при малом омовении) и приказал ему возобновить (повторить) малое омовение. (Ахмад 424/2, Абу Дауд 175, и назвал его сахихом аль-Альбаний в “аль-Ирвау-ль-гъолиль” 122/1), и если непрерывность не была бы условием малому омовению то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал бы помыть только то что упустил этот человек, и не приказал бы вернуться и повторить полностью все омовение заново.
Желательные действия (сунны) при малом омовении
В малом омовении есть действия совершать которые является желательным, и награждается тот кто совершает их, и не совершает греха тот кто оставляет их, и они называются – сунны малого омовения.
- Произнесение “Бисмиллях” в начале малого омовения, со слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Нет малого омовения у того, кто не упомянул имя Аллаха над ним (омовением)” (Ахмад 418/2, Абу Дауд 101, Хаким 147/1, и кроме них из хадиса от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, и назвал его хасан ибн Сылях, и ибн Касир, и аль-‘Иракъий, и укрепил его аль-Мунзирий и ибн Хаджар, и сказал аль-Альбаний: “Хасан” в “аль-Ирвау-ль-гъалиль” 122/1)
- Использование севака, со слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Если бы это не было тяжко для моей уммы то я обязательно велел бы им (т.е. членам уммы) чистить зубы (севаком) вместе с каждым малым омовением” (вывел аль-Бухарий связанным с усеченной формулировкой, см. “Фатх аль-Барий” 159/4, и ан-Насаий в “ас-Суннан аль-Кубра” 198/2 под номером 3043, и подобный хадис передали Малик 146, Аш-Шафи’и, аль-Байхаки и аль-Хаким 1/245.) Смотрите также главу о севаке.
- Мытье ладоней трижды в начале малого омовения, согласно действиям пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он мыл ладони трижды, как это передается в описании его малого омовения.
- Тщательное полоскание рта и носа, кроме тех случаев когда человек постится, и передается в описании его, да благословит его Аллах и приветствует, малого омовения что он полоскал рот а также нос (набравши в него (нос) воды), а также согласно его, да благословит его Аллах и приветствует, словам: “Тщательно полоскай нос, если только ты не постишься” (Абу Дауд 142, ан-Насаий 66/1 номер 87, и назвал его сахихом аль-Альбаний в “Сахих ан-Насаий” 75)
- Растирание водой частей тела и прочесывание густой бороды пальцами пока вода не окажется внутри нее, согласно действиям пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и поистине он “когда совершал малое омовение растирал обе (руки до) локтей” (“Сахих” ибн Хиббан 363/3 номер 1082, “ас-Суннан аль-Кубра” аль-Бейхакъий 196/1, “аль-Мустадрак” аль-Хаким 243 и он же назвал его сахихом, “ас-Сахих” ибн Хузейма, 62/1, “Муснад” имама Ахмада 39/4), и также он “вводил воду под своим ртом и расчесывал ею свою бороду” (Абу Дауд 145, и назвал его сахихом аль-Альбаний в “аль-Ирва” 92)
- Предшествование правой стороны над левой во время мытья рук и ног, согласно действиям пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поистине он “любил начинание с правой стороны свое одевание обуви, и свое расчесывание волос, и свое очищение, и (любил его) во всех своих делах” (хадис согласованный: аль-Бухарий 168, Муслим 226)
- Мытье лица, рук и ног трижды, обязательно же помыть один раз, но желательно три раза, согласно действиям пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и утверждено от него “что он омывал (лицо, рот, нос, руки и ноги) по одному разу, по два раза и по три раза” (хадис согласованный: аль-Бухарий 157, 158, 159, Муслим 226 и упоминается у него только по три раза)
- Зикр который пришел от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, после совершения малого омовения, согласно словам пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
“Если кто-то из вас совершит омовение должным образом, а затем скажет: “ащхаду алля иляха илля-Ллаху вахдаху ля щарика ляху, ва ащхаду анна Мухаммадан ’абдуху ва расулюх” (свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха Единого, у которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Mухаммад Его раб и Посланник) то для него откроются восемь ворот рая, и он сможет войти в любые из них, которые пожелает” (Муслим 234, и ат-Тирмизий 55 с добавкой: “Аллахума-дж’альни мин ат-таууабин уа дж’альни мин аль-мутатоххирин”, и назвал сахихом хадис с добавкой аль-Альбаний в “аль-Ирва” 96)
Перевод начала главы “О малом омовение”, из раздела “Очищение”.
“Книга облегченного фикха в свете корана и сунны” (подготовил совет ученых под предводительством шейха Солиха ибн Абду-ль-Азиза али аш-Шейха – министра исламских дел, призыва и наставлений королевства Саудовская Аравия).