Хасан аль-Басри
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник.
Человека, про которого я хотел сегодня упомянуть зовут Абу Саид бин Абуль Хасан Ясар – крупнейший богослов раннего Ислама, принадлежал к поколению последователей («табиинов»)- тех, кто застал в живых и общался со сподвижниками Пророка (с.а.с.), и по праву считается одним из самых выдающихся мусульман этого поколения.
Родился этот человек в Медине в 21 году по хиджре, с 657 года жил в Басре.
Одно из его известных высказываний: “МЫ СМЕЕМСЯ И НЕ ЗНАЕМ, А ВДРУГ АЛЛАХ НИЧЕГО НЕ ПРИНЯЛ ИЗ НАШИХ ДЕЛ…”
Юность
С самого раннего детства он воспитывался в семье пророка Мухаммада (с.а.с.). Его мать работала служанкой у жены посланника Аллаха (с.а.с.) – Умм Салямы.
Когда его мать была занята, сама жена пророка Умма Саляма кормила его грудью и ухаживала за ним.
Его отец служил сподвижнику Зейду ибн Сабиту, тому самому, который записывал Коран. В воспитании Хасана изначально участвовала уже семья пророка Мухаммада (с.а.с.), а это говорит о многом. С раннего детства он уже знал Коран наизусть и постигал другие науки.
Обучение у сподвижников и их мнение о нем
Хасан-аль-Басри, сын Ясара, родился во время правления Омара ибн Хаттаба, совершал джума-намазы за халифом Усманом, и достиг четырнадцати лет к времени кончины Усмана. Хасан обучался у самих сподвижников. Один из них сказал: “Если видели сподвижники Хасана, то сразу же приглашали его в их собрание”.
Умар ибн аль Хаттаб и многие другие сподвижники делали для него дуа.
Но самое большое образование Хасан аль Басри получил от двух других великих ученых-сподвижников: Абу Хурейра и Аннаса ибн Малика.
Интересно, что, когда спрашивали Малика, то он часто отвечал: “Идите и спросите у Хасана”.
Уже этого достаточно, чтоб понять уровень знаний и исламского воспитания этого благородного мумина.
Также из слов Малика о Хасане известно следующее: “Мы учили, и он учил, он выучил, а мы забыли”
“Люди Басры (город куда позже переехал Хасан) всегда счастливы, потому что у них есть Хасан и ибн Сирин”
Люди целого города могут быть счастливы по причине двух людей!
Абу Катада сказал: “самый знающий фикх (исламское право) – это Хасан”
СубханаАллах, если такие люди о нем говорили, то, воистину он был праведным предком и любимцем Аллаха.
Вклад в дело Ислама
Неоценим его огромный вклад в дело исламского воспитания как своего поколения, так и всех последующий поколений мусульман. Его книги до сир пор являются предметом изучения в крупных исламских вузах.
Говорил он очень красиво, словно читал стихи. Хасан аль-Басри много внимания уделял очищению своего сердца.
Он с удивлением говорил: “Как ваши сердца могут свободно работать, зная, что ожидает вас в конце!”
Он также говорил: “Если бы наши сердца могли работать независимо от нас, то они плакали бы сутками”.
Этот знаменитый ученый того времени обладал не только искусством ведения беседы, но и убеждения своих собеседников. Он мог без боязни зайти в любой дворец и потребовать от руководителей чтобы они защищали Истину. И так он поступал неоднократно.
Хасан постоянно давал уроки всем желающим, собирая вокруг себя большое число людей. Когда правителем Ирака стал Аль-Хаджжадж, принял участие в организованной последним научной работе по снабжению букв в тексте Корана диакритическими значками.
При халифе Умаре Ибн Абдель Азизе Хасан аль-Басри стал кади (судьей) Басры.
Хасан Аль-Басри написал Умару бин Абдуллязизу:
“Поистинне, мир этот – временное пристанище, а не постоянное место пребывания и поистине Адам был низвергнут в него в наказание.
Остерегайся же этого мира, о повелитель верующих, ибо поистине настоящее сбережение в нем – оставление его.
Истинное богатство – бедность в нем. Тот кто этот мир возвеличил, будет унижен, а тот кого он обеспечит, потеряет все.
Мир этот подобен яду, который человек принимает, не зная что в нем его погибель. Остерегайся же этой обители обмана и обольщения.
Остерегайся всего, что относится к ней и делается для нее. Радость в этом мире омрачается грустью, а к безмятежности примешивается тревога. Даже если бы Творец не сказал нам правду об этой юдоли и не разъяснил ее примерами и притчами, этого было бы достаточно, чтобы разбудить спящего и заставить остепениться беспечного. Да и как же иначе, ведь к нам пришел от Аллаха предостерегающий от этой обители соблазна и наставляющий на правильный путь.
Нашему пророку, с.а.с., были предложены ключи от нее и ее сокровища, которые перед Аллахом не стоят и комариного крыла и он отказался принять их. Он не пожелал любить то, что ненавистно его Творцу и возвышать то, что принизил его Властелин. Аллах скрыл соблазны от праведных, желая им блага и раскрыл их перед Своими врагами, желая обольстить их.
Неужели человек, которому дарована земная удача, обольщенный ею, полагает что это почет, оказанный ему, и при этом он забывает о том, как поступил Всевышний с Мухаммадом, с.а.с., который от голода вынужден был привязывать к животу камень.
Клянусь Аллахом, глуп тот человек, которому даровано многое из мира этого и который при этом не понимает, что все это – испытание от Аллаха”
Собравшийся вокруг него кружок, состоящий из учеников, был центром интеллектуальной жизни Басры и всего Омейядского государства, а авторитет самого аль-Басри был столь высок, что к своим учителям его старались причислять разные группы, как приверженцы сунны, так и рационалисты (мутазилисты) и даже суфии. Он был мудрым, богобоязненным и чистосердечным человеком.
Вся жизнь Хасана аль Басри была посвящена Аллаху и направлена на воспитание людей.
Он часто говорил в своих проповедях:
“Спешите, спешите, ведь, поистине, когда дыхание прервется, прекратятся и ваши дела, с помощью которых вы приближаетесь к Аллаху. Да помилует Аллах такого человека, который смотрит на самого себя и плачет из-за большого количества своих грехов!” – после чего он зачитывал аят: “Поистине, Мы установим для них количество” (Св. Коран, 19:84) – и говорил: “Здесь под количеством подразумеваются вздохи, по завершению которых, из тебя выйдет твоя душа, ты расстанешься со своей семьёй и будешь погребен в могилу”
Зухд (аскетизм)
Пророк, с.а.с., сказал: “Нет пользы от мира сего и от всего, что в нем, кроме трех: поминания Аллаха, алима (учителя) и ученика”
Хасан аль Басри жил очень скромно, хотя мог себе позволить богатую жизнь. Его средства долго не находились у него, все время он раздавал их нуждающимся и на другие дела Ислама. Известно, что он все свободное время старался проводить в молитве или чтении Корана, при этом постоянно по его щекам текли слезы…
Истинный аскетизм – это не удаление от людей в пустыни и пещеры, а то что мы можем увидеть на примере ученых.
Он отрекся от мирского, но при этом все время был с людьми, чтобы учить их Исламу и приносить пользу вере. Он мог быть богатым, но все раздавал бедным. Он не ходил в лохмотьях, но носил очень простую и опрятную одежду.
Также известно, что он был скромен и стыдлив, и часто ходил с грустным лицом от боязни пред Аллахом. Таким его описал шейх Ибрахим аль Ешкари.
Причину такой скромности и грусти объяснил сам Хасан аль Басри: “Мы смеемся, но не знаем, а вдруг Аллах ничего не принял из наших дел”.
Люди удивлялись такой скромной и богобоязненной жизни этого ученого.
Шейх Матар сказал по этому поводу: “он жил в Судный День и приехал к нам”
Шейх ибн Хаушаб так отозвался: “боялись Аллаха так сильно, будто Ад создан только для них: Умар ибн Абд аль-Азиз и Хасан аль-Басри”.
Сам Хасан один раз сказал так: “я видел 70 сподвижников битвы Бадр, если бы вы их знали, то считали бы сумасшедшими. А если бы они знали вас, то считали бы, что вы никакого отношения к Исламу не имеете.”
СубханаАллах, насколько это поколение было богобоязненно, и как эту богобоязненность унаследовало сердце Хасана!
Один пример из его жизни
Про Хасана аль Басри можно много говорить, про него написаны целые тома книг и учатся по его высказываниям в вузах Ислама, но вот лишь один эпизод из его жизни:
Однажды к Хасану подошли рабы и попросили сделать в пятницу в мечети проповедь, чтобы всех оставшихся рабов отпустили. Ученый согласился сразу же. Но прошел месяц, а он так и не сделал такой хутбы (проповеди). Только по окончанию месяца он призвал всех мусульман освободить оставшихся рабов. Уже свободные люди, бывшие невольники подошли и спросили, почему он так долго медлил, целый месяц.
На что Хасан аль Басри ответил:
“У меня не было денег, и я их копил, чтобы купить раба и освободить его, показав пример.”
Посмотрите, как у настоящих мусульман слова должны совпадать с делами!
Конец жизни
Хасан аль Басри умер в 110/728 году. На его похороны в пятницу после джумаа-намаза пришли все жители Басры.
Да одарит Аллах Всевышний высшей степенью рая Хасана!
по материалам Алихана А. Урусханова
Заключение
Как мы видим, Всевышний Аллах оказал Хасану аль Басри большую милость в благородном окружении, близости к пророку (с.а.с.), но многое зависело также и от него.
Сейчас кто-то может сказать, что мы не можем достичь такого состояния и не живем среди первых поколений мусульман, но осталась возможность совершать дела в соответствии с верой и она остается у нас до нашей смерти. От нас все еще многое зависит и мы можем выбирать и окружение, друзей и стремления.
В век технологий, когда расстояние не играет большую роль, а расстояния размыты, многие процессы происходят быстрее. Практически любая информация доступна через сеть интернет, а наши возможности во многих областях велики, если мы их используем.
Прошу у Аллаха чтобы время этой жизни для нас также прошло с пользой.
О Аллах, укрепи нас и помоги нам быть среди благочестивых людей, таких людей как Хасан аль Басри. Амин.