В гостях у Бога. Часть 1.
(Автор: Абд Аль-Азиз)
Хвала Аллаху — Господу Миров, Милостивому и Милосердному, Царю Судного Дня, мир и его благословение его пророку и всем кто последует за ним вплоть до судного дня.
Кого поведет Аллах по прямому пути, того ни кто не сможет ввести в заблуждение, а кто отказался от руководства, тот оказался в великой беде. И нет у нас помощника кроме Аллаха, мы прибегаем к нему от зла наших слов и плохих дел.
«И возвести среди людей о Хадже – они придут к тебе пешком или на всяких отощавших прошедших по глубоким горным тропам»
Сура: «Паломничество» аят 27.
Желание совершить Хадж в сердцах верующих людей всегда разгорается ярким пламенем. Желание ходить дорогами, по которым ходили праведные люди и сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует – лучший из людей и самый близкий из людей к верующим. Желание выполнить повеление Аллаха о Хадже и тем самым вновь укрепить себя, ведь Хадж — это опора, один из столпов веры. Чем крепче опора, тем крепче будет и все здание Ислама в нас, праведнее будут наши слова и дела.
На восьмом году пребывания в Исламе у меня появилось твердое решение посетить родину пророка, да благословит его Аллах и приветствует, посмотреть на место молитвы Ибрахима (Авраама — библ.), на источник Зам-Зам, на запретную для греха мечеть, встретиться со своими братьями мусульманами, которые приедут туда со всего мира, и, испросив Господа своего, Свят Он и Велик, об искренности воплощения своего решения, я сделал намерение поехать в Хадж. Поистине Аллах помогает тем, кто стремится к Нему! Благодаря общим усилиям, как моим, так и братьев, переживающих за состояние дел в умме верующих людей, появились денежные средства в размере тридцати тысяч рублей, необходимых для поездки в Хадж. Поддержка в трудные минуты не только добрыми словами, но достойными награды делами, желая укрепить сердца верующих на пути Аллаха, вот что значит истинное братство в исламе.
22 декабря 2005 года мы выехали в дальний путь, в гости к Самому Господу Богу — Творцу Неба и Земли — Всевышнему и Всемогущему Аллаху Единственному и Вечному, Самодостаточному, Всепрощающему и Великодушному.
В автобусе сняли сиденья и постелили матрацы, так было удобнее ехать в течение десяти суток. Тяготы пути почти были незаметны, сердце стремилось вперед. Тем не менее, враг людей постоянно присутствовал среди нас, стараясь разжечь в наших сердцах неприязнь друг к другу. Также люди из этого же сословия, пытались помешать нашему продвижению к Милосердному Аллаху. Были и остановки ГАИ, и проверки и длительные стоянки на таможне. Нам предстояло пересечь границы пяти стран. Мы стойко выдерживали все испытания Аллаха: и Горные Перевалы Турции, где замерзала солярка грузовых машин, и жаркую пустыню Саудии в автобусе без кондиционера, где задыхались от духоты подобно рыбе на песке. И мы радовались как дети когда по трассе, возле каждой автозаправочной станции встречали мечеть, пусть небольшую, но мечеть. Да, для нас это было по меньшей мере необычно. А в мусульманских странах даже туалет и вода были оборудованы рядом с мечетью. Поэтому неудобств, которые обычно сопровождают путника в дороге, мы почти не испытывали. Поистине «Рука Аллаха» с джемаатом (общиной) и мы ощущали это на себе. Например, за целый месяц никто из нас серьезно не заболел, даже не порезался, не упал, не ушибся. Мы старались помогать друг другу. У нас было много времени для чтения Корана и мы по максимуму использовали его. Ведь сказано: «Кто хочет разговаривать с Аллахом, пусть читает Коран».
Вид за окном каждый день менял свою картинку, это не только физически, но и мысленно приближало минуты торжественной встречи. Мысли в голове пролетали c большой скоростью, а самым трогательным в моих представлениях был момент произнесения тальбий: «Вот я перед тобой о Аллах, вот я перед тобой, вот я перед тобой и нет у тебя сотоварищей, поистине Себе принадлежит хвала, и вся милость исходит только от Тебя. Тебе принадлежит Владычество, нет у тебя сотоварищей, нет подобного Тебе». Не терпится увидеть благословенную Каабу, и сказать со всей искренностью, насколько способно проявить эти чувства мое сердце: о Аллах, ты мир и от тебя исходит мир, встречай нас Господь наш с миром. А в ожидании этих самых драгоценных минут, за окном проходят день и ночь, сменяются снег на траву, горы на песок. Остается только лучше подготовиться: еще раз повторить обряды Хаджа, просмотреть справочники, заучить дополнительные дуа на арабском языке, пока есть еще время до желанной встречи.
В последние дни, во избежание риска опоздать, на обед решили не останавливаться, брали только кипяток, благо провизии было много, с большим запасом, да и баракаат был. Словом благословение Аллаха чувствовалось, и не только в этом. Например, в Хадж с нами поехал пожилой человек шестидесяти пяти лет, между собой мы называли его бабай. Удивительно, но он отлично перенес дорогу, а на обратном пути уже прикидывал план рассказа своего путешествия. А уже в самой Мекке мы видели паломников на инвалидных колясках, которые совершали тавваф (обход) с помощью близких. Несмотря на физическую неполноценность, их сердцам, наполненным любовью и покорностью к Аллаху, можно было только позавидовать. У них есть самое главное — это иман (вера), который нельзя ни купить, ни продать. Преодолев все трудности, они предстали перед Господом, совершая обряды хаджа, и надеясь на его награду — благословенный Рай. Ведь сколько на свете людей не благодарных, которым Аллах дал здоровье, ум, земные блага, а глаза их «не видят», уши «не слышат», а сердца «запечатаны». Стоит задуматься над словами: «Нет блага в том теле, в котором нет болезней».
Медина — благословенная и лучезарная лежала на нашем пути. Первое. что отметил для себя россиянин — это чистый город, аккуратно постриженные кустарники и деревья, хорошая погода — двадцать пять градусов тепла, легкий прохладный ветерок. Полное эмоциональное удовлетворение от пройденного пути мы получили, когда нас встретили шакирды (ученики местного медресе широкого уровня). Каждый из нас получил подарок в виде воды из источника зам-зам и сухого пайка — очень вкусно и питательно. Также нам раздачи по памятке — чтение зикра после намаза и кассеты с записью сур, из Благословенного Корана. Пока оформляли документы, у нас было свободное время и мы отправились в Мечеть пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Поистине это грандиозное сооружение и мне не доводилось видеть что-либо подобное раньше. Перед мечетью большая площадь, вымощенная мрамором, с великолепными светильниками. Подходя ближе, затаив дыхание, мы смотрели все внимательнее, стараясь каждое мгновение оставить в памяти на вечно. И чувствуешь, как сердце бьется от радости, что здесь в свое время был расулюллах, да благословит его Аллах и приветствует, и, возможно, ты ходишь по его следам, и видишь то, что видил он. Один из братьев сказал: «Вот Абдуль-Азиз, это мечеть пророка, да благословит его Аллах и приветствует». И в ту самую секунду я почувствовал как сердце в трепете достигло своей высшей точки, горячая волна чувств охватила меня, молниеносно пройдя по всему моему телу, как электрический ток, голова стала тяжелой, ком в горле затруднил дыхание, все вокруг потускнело, и я уже не в силах был сдерживать слезы. Слезы безудержно лились по моим щекам. Это были слезы радости, ведь то, что предстало перед взором моим, было одно из главных стремлений предшествующих дней, одно из заветных желаний и вдруг – все сбылось! Слава Аллаху и хвала Ему!
Прекрасное настроение и легкость переполняли меня. Мы зашли в мечеть, чтобы прочитать молитву приветствия, как это делал наш пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. У могилы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было много посетителей, и мы решили вернуться сюда после совершения Хаджа.
В наши планы так же входили увидеть Ухуд, место битвы при нем и кладбище Баки, которые стали следующим местом нашего посещения.
Ухуд представляет из себя не очень высокую, но вытянутую горную череду. Смотреть на него очень приятно. Вспоминается хадис:
“Ухуд — это гора, любящая мусульман и мусульмане любят ее.”
Любоваться Ухудом можно бесконечно. У подножия горы расположено кладбище шахидов – мучеников за веру, свидетелей людской несправедливости к Аллаху и к самим себе. Кладбище огорожено, однако заглянув в проемы ворот, мы увидели пустырь, где нет ни надгробий, ни полумесяцев, лишь чистое поле…
Во время ливневых дождей часть кладбища пришлось перенести, спасая могилы мучеников, среди которых была и могила Хамзы. Тело его было не тронутым тление — это и есть одно пз знамений Аллаха, тела шахидов не подвергаются гниению.
Поговорив немного о сподвижниках Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, мы выехали на автобусную стоянку, где нас накормили, ради милости Аллаха, и напоили водой из источника Зам-Зам. Затем, испросив благоволение Аллаха на исполнение обрядов Хаджа, мы отправились в Микат – в 7 км от Медины.
Купили ихрам – два лоскута махрового полотенца, размером 2м х 1м, стоимостью 240 рублей, пояс для хранения денег, стоимостью 80 рублей. Затем совершаем полное омовение. Сбриваем волосы на голове, а так же в областях подмышек и паха, стрижем ногти. Выходим из душа со словами, о Аллах, вот я перед тобой, совершающий умру. И проговаривая тальбийю, как можно чаще, до самой Мекки, пока не выйдем из состояния ихрам. Ощущения необыкновенные. Чувствуешь себя младенцем, которого завернули в пеленку — вот так необычен ихрам. Во время ихрама изо всех сил стараешься быть еще лучше, хочется избежать всех моментов, где можно словом или делом обидеть мусульманина. В эту же ночь мы выехали в Мекку, произнося тальбийю: Вот я перед тобой, о Аллах…
Мне удалось задремать, но не надолго, было очень душно. Вскоре автобус остановился и мы вышли подышать свежим воздухом, жара была тридцатиградусная. Отдохнув, мы продолжили свой путь. Проехав еще немного, нас остановили на регистрационном пункте, где нам раздали воду, чего так не хватало, подарки с провизией и пару коробок с финиками.
Добравшись до гостиницы, наш автобус уехал на специальную стоянку. Нас разместили в медресе для девушек-хафизов. Здесь были все удобства. В спальных комнатах были кондиционеры, ванные комнаты просторные с вентиляционной системой, туалет на пять человек, одна душевая комната, здесь же была столовая. Мы впервые почувствовали на сколько сильно устали, ведь двенадцать дней в дороге, но непрерывном предвкушение радостной встречи с “мечетью запретной для греха” подбадривали нас, и это была приятная усталость.
Разделившись на две группы, в каждой из которой был человек знающий арабский язык, договорились о месте встречи у мечети, на случай, если кто-нибудь потеряется во время совершения обрядов умры.
Выйдя из гостиницы, мы без проблем остановили такси за два реала (шестнадцать рублей) и отправились в запретную для греха Мечеть. Эта мечеть в три этажа и вместимостью в три миллиона человек одновременно, но ряды молящихся начинаются еще до мечети. Мы вошли в мечеть с правой ноги, произнося дуа: «Я прибегаю к Великому Аллаху, и к Его Благородному лику вечному господству от проклятого шайтана. Аллах! Открой мне двери в Твое милосердие». Эта мечеть не может не удивить даже самого равнодушного человека в мире. Она поражает своей просторностью, удобством, практичностью и можно еще очень долго перечислять ее достоинства, которые по Милости Аллаха нам выпала возможность увидеть своими глазами.
Мы продолжили свой путь к Каабе, каждый желая совершить обход вокруг нее семь раз — это называется таваф. Сделать это оказывается не так просто, так как почти невозможно совершить обход не задев кого-нибудь случайно. Только первые три круга ускоренным шагом можно пройти не толкнув по соседству стоящего человека. Правое плечо у нас оголено по сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Наш взор полностью был поглощен мечетью и вот по середине мы видим Каабу. От быстрого шага и неожиданной картины я чуть не потерял равновесие, споткнувшись на ступеньках. В голове полный сумбур и в тот момент всплывает дуа к Аллаху на арабском языке: «О, Аллах, ты — мир и от тебя мир, встречай нас с миром…». После чтения дуа в душе зарождается спокойствие и картина с людьми, гармонично совершающих обход вокруг Каабы, их десятки тысяч человек, вызывает чувство восхищения и удовлетворенности. Находим черный камень, напротив которого зеленая полоса неона. По сунне это место является началом для обхода. С трудом пробравшись сквозь толпу стараясь не задеть кого-нибудь, мы приблизились к Черному камню. Став лицом к нему, мы произнесли слова: «Во имя Аллаха, Аллах Велик», затем начали свой обход. Каждого из нас радовала мысль о том, что мы в Мекке и наш Хадж Ат-Таматоу уже начался. Нам хотелось сделать все правильно, без ошибок, поэтому старались подойти к этому очень ответственно и понимали, что здесь нет места спешке. Как известно из хадисов Расулюллах, спокойствие от Аллаха, а спешка от сатаны. Всей душой и сердцем мы предались зикру и чтению Корана. Дойдя до Иеменского угла, сказали дуа: «Аллах, господь наш, даруй нам благо в мире этом и в мире ином, и избавь от наказания огнем». При прохождении Черного камня, который является стартом и финишем каждого круга обхода, мы указывали на него рукой и говорили такбир. Совершающий Хадж человек должен целовать Черный камень — это сунна, но так как для мусульманина является фардом (обязательным) оберегание брата или сестру по вере и желать им того же, что желаешь себе, мы с братьями оставили эту сунну, чтобы не нарушить фард. Так же из-за большого количества паломников, во избежании столпотворения, мы не совершили здесь намаз в два заката за макам Ибрахима (место моления Авраама-библ.), а выбирали место по спокойнее и свободнее, где и прочитали нашу молитву, не создавая проблем совершающим обход вокруг Каабы. После саляма мы все вместе пошли пить воду из источника Зам-Зам, проговаривая различные дуа и прося Нашего Господа, как казалось в тот момент, обо всем. Хотя сейчас понимаю, что о многом забыл, не подумал и был не очень настойчив, и это не удивительно, потому что в такие волнительные минуты, в то же время испытывая блаженные ощущение я умиротворенности, непросто вспомнить: «Что же мне нужно во-первых, во-вторых и в-третьих…». Есть только одно желание: продлить, запомнить и сохранить надолго в своем сердце эти ни с чем несравненные в этой жизни минуты моей душевной близости с Аллахом. Да простит меня Аллах и помилует!
Утолив жажду водой Зам-Зама которая ощутимо быстро восстанавливает силы, и почувствовав себя отдохнувшими, мы отправились совершать ритуальный бег — “сай” — воспоминание о матери Исмаила Хаджар (Агарь-библ.), которая бегала между холмами Сафа и Нарва в надежде встретить людей и получить от них помощь, но ни кого не было. Помощь пришла от самого Аллаха, пославшего ей Джабриила (Гавриила-библ.). Сейчас этих холмов уже нет, на их местах выстлан мрамор и мраморная дорожка, четко указывающая направления бега. Встав на Ас-Саафа лицом к Каабе, мы сказали: «Хвала Аллаху», — после чего подняли руки и попросили дуа, каждый на свое усмотрение по три раза, заканчивая со словами: «Нет бога кроме Аллаха, нет у него сотоварищей…». На Аль Марве сделали то же самое, и так семь раз во время ходьбы. Мы часто восхваляли Аллаха, читали Коран. Кто-то чувствовал сильную усталость, кто-то натерал мозоли на ногах, но, не смотря ни на что, у всех было торжественное настроение и довольные лица. А свое состояние могу описать примерно так: «Дайте мне точку опоры и я переверну мир»!
После сайя, мы вышли из мечети Аль-харам и некоторые из нас проявили желание подстричь волосы на голове здесь же, тем самым, символизируя выход из ихрама. Парикмахерская была рядом и не одна. Остальные решили все-таки постричься в гостинице бесплатно, поскольку машинка для волос у нас была с собой. Уставшие, но довольные мы все вместе поехали в гостиницу, где вышли из ихрама и приняли освежающий душ. Ведь температура воздуха в Мекке даже зимой тридцатиградусная. В наших родных краях так бывает только в летний период, поэтому нам это очень нравилось. Ночью Мекканская температура воздуха опускается до двадцатитрех — пяти градусов тепла, поэтому на улицах много людей, наслаждающихся прогулкой на теплом воздухе. Никто никуда не торопится, лица прохожих улыбчивы и доброжелательны, чувствуется резкий контраст с большими городами мира, где ни кому нет до тебя ни какого дела.
В гостинице нас ждали прохладный номер и вода Зам-Зам, которой независимо от количества выпитого невозможно напиться. Приняв душ, мы делились впечатлениям. За разговорами приняли решение пойти в мечеть Харам на витр намаз, на него говорится отдельный Азан за час до утреннего намаза, поэтому легли спать. Сон не помню, проснулся от разговора братьев о том, что нам уже пора идти. Сделав омовение, вышли из гостиницы. В «саудийке» (у мужчин длинная до пят рубашка) которую каждый из нас получил в форме подарка от шакирдов (студентов) в Медине. Еще мы взяли с собой коврики для молитвы, так как ночью мраморный пол мечети остывает и ногам становится прохладно.
Ловим такси, было уже четыре часа сорок пять минут утра, и подъезжаем к мечети во время, к Азану. Прочитали витр, затем делали зикр, читали Коран. Затем подходило время на-утреннюю молитву. Слушали Азан и совершали молитву, сначала сунну, а потом фарды. Так было со второго по восьмое января (месяц Зуль-Хиджа по лунному календарю).
Здесь молитвенная практика ни чем не отличается от нашей в России и это радует, мы ведь мусульмане, независимо от национальности и расы человека, будь то француз или китаец, американец или канадец, англичанин или россиянин. Мы как единый организм, мы – умма мусульман, которых можно назвать одной семьей, ведь Аллах назвал нас братьями и сестрами.
Завершив зикр – восхваление Аллаха после утренней молитвы, мы вышли из мечети, чтобы позавтракать. Желающие могли подремать здесь же, расположившись на своем коврике. Идти далеко не пришлось. За территорией мечети были расположены летние кафе, чередующиеся с обычными торговыми палатками. Долго не думая, мы взяли каждому по пол курицы и по соку. Перед тем как приступить к еде, вспомнили молитву Ибрахима: «О, Аллах! Благослови их воду и мясо». Получив необходимую энергию от еды, которой нам хватает до обеда, мы отправились в мечеть читать Коран и совершить обход. На обед мы с братом мусульманином всегда брали пол курицы с картофелем фри, соус и лепешку. Не смотря на габариты моего брата по вере, а он был под девяносто килограмм, этой еды, которой казалось мало на первый взгляд, нам вполне хватало, чтобы насытиться. Даже в этом проявлялось благословение Аллаха.
Есть высказывание посланника Всевышнего: «Верующий набивает одну кишку, неверный семь».
В первое время нам была непривычна еда этих мест, так как в ней много пряностей, но мы все чувствовали себя отлично, не ощущая ни какого дискомфорта в области живота, благо от нашего Господа было среди нас (рвение в исполнении обрядов Хаджа).
Все свободное время мы проводили в мечети, мы знали, что один прочитанный намаз в мечети Харам — это сто тысяч намазов в обычной мечети. И только для женщин:
«Молитва в задней комнате дома мужа лучше, чем молитва в мечети Аль-Харам», — хадис.
Именно по этой причине женщинам нет необходимости стремиться прочитать намаз в мечети Аль-Харам, а если все-таки изъявили такое желание, то не стоит находиться среди мужчин, их место по сунне — это задние ряды. И не надо рассматривать это положение как ущемление прав женщин в исламе, а наоборот — это проявление уважения и заботы к таким хрупким и нежным созданиям Аллаха.
Мы уже привыкли к тому, что всюду сталкиваемся с представителями различных стран, таких как Китай, Канада, Англия, США, Турция, Франция, Италия, Испания и так далее, и не мало Афроазиатов, как мужчин, так и женщин, одним словом, здесь собрались мусульмане со всего земного шара. И я часто ловил себя на мысли: «Не сон ли это», и даже понимая, что это не сон, чувство нереальности меня не покидало. Окружающая обстановка действовала на меня успокаивающе, мне часто приходилось «встряхивать себя» и напоминать о том, что этот счастливый случай может быть первым и последним в моей жизни, поэтому я должен проявлять большее усердие в своих молитвах. Все обязательные пятикратные молитвы мы старались читать в мечети запретной для греха. Слава Аллаху! За все время пребывания там, меня ни разу не посетили грешные мысли. Аллах мощен, даже мыслей не было!
В мечети, чаще всего, мы располагались на третьем этаже, стараясь не причинять ни кому неудобства. Нам очень нравилось смотреть на Каабу, на совершающих обход вокруг нее, поистине это завораживающее зрелище, и с высоты очень гармонично смотрится движение пестрой толпы, а на небе время от времени кружат ястребы. Свой обход мы предпочитали совершать после молитвы Аль-Аср (послеполуденная). Для желающих утолить жажду, стояли специальные установки с питьевой водой Зам-Зам. Для оставшихся без ритуального омовения, тоже были предусмотрены все условия. С первой капли Зам-Зам чувствую прилив сил и бодрости, спина выпрямляется, плечи расправляются и я готов к новым поклонениям с бесконечной благодарностью в душе к своему Создателю. Мы уже прочитали Аль-Магриб (закатная), после чего читаем Коран, но время летит стремительно и наступает время молитвы Аль-Иша (вечерняя). Завершив ее, мы отправляемся домой. Погода на улице удивительная. Мы подъехали к Дуруль Нур — Двор Света, это наша гостиница. Спать не хочется, всего девять вечера, но завтра подъем в четыре утра. Каждый занимается своим делом, кому надо было постирать. кому погладить, кто-то отнес вещи в химчистку, и через два часа в комнате все притихло. Некоторые из нас ушли на ночь в мечеть. Я тоже хотел пойти, но передумал, решил принять душ и выспаться. Не смотря на ночное время, в мечети так же много посетителей и таваф не прекращается ни на секунду. На Хадже было приблизительно двенадцать миллионов паломников. Поэтому мечеть всегда была полной, одни уходили, другие приходили, и так было в течение всего месяца Зуль-Хаджи.