Что означает Братство в Исламе и к чему оно обязывает
Хвала Аллаху, Господу Миров, Всемилостивому, Милостивейшему, Царю в день Суда. Я воздаю Ему хвалу, пречист Он и свидетельствую что нет божества достойного поклонения кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Он – есть Истина, Владыка всего, Он – все разъясняющий. Я свидетельствую, что наш господин и пророк Мухаммад – раб Аллаха и его посланник, предводитель всех посланников и печать пророков. О, Аллах, благослови и приветствуй Своего раба и посланника Мухаммада, его семью, всех сподвижников, табиинов и тех кто последовал за ними до самого Судного Дня.
Проявите богобоязненность, о рабы Аллаха, устрашитесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху, когда каждый человек сполна получит то, что приобрел, и с ними не поступят несправедливо.
Рабы Аллаха, с каждым днем, со сменой дня и ночи, в жизни человека происходят различные изменения. Его настигают трудности, поражают несчастья. Они влекут за собой столько печалей и беспокойства, что полностью овладевают человеком и могут нанести вред как ему самому так и его телу, чести, так и его имуществу или стране. Из за этого его сердце сжимается, он начинает искать пути избавления от них. Тогда он вспоминает слова своего Высочайшего Господа:
“Если Аллах коснется тебя бедой, то никто не сможет избавить от нее, кроме Него. Если же Он коснется тебя благом, то ведь Он способен на всякую вещь”
Также он вспоминает о словах Аллаха:
Скажи: “Кто спасает вас на суше и на море, когда вы взываете к Нему смиренно и тайно, говоря: “Если Он спасет нас от этого, мы непременно будем благодарны”. Скажи: “Аллах спасает вас от этого и от всех остальных скорбей, но вы продолжаете приобщать сотоварищей”
После этих слов человек удостоверяется, что Всевышний Аллах – это Тот, Кто спасает от всякой печали, избавляет от скорби, помогает тому, кто находится в беде. И тогда он обращается к Аллаху с мольбой, взывая к Нему смиренно, искренне, с чувством боязни, покорности и приниженности, особенно стараясь делать это в часы, когда на мольбу обещан ответ, повинуясь приказу Аллаха, Велик Он и Мощен.
Ваш Господь сказал: “Взывайте ко Мне и я отвечу вам”
Он взывает к Господу, питая чувство надежды, что Аллах дарует ему облегчение после его печали, избавит его от забот и страданий. Он взывает к Аллаху, добиваясь расположения Аллаха молитвой так, как это делал Его пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха.
В хадисе, который привел Ат-Тирмизи в своем сборник Аль-Джами’, с хорошей цепочкой передатчиков, передается что Аннас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: “когда посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, что-либо огорчало, он говорил: “О Живой, о поддерживающий жизнь, к милости Твоей я обращаюсь за помощью”
В хадисе, который имам Ахмад привел в своем сборнике Муснаф с достоверным иснадом, от Абдуллы ибн Масууда, да будет доволен им Аллах, говориться что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Если тот, кого постигнет беспокойство или грусть скажет: “О Аллах, поистинне я – Твой раб и сын Твоего раба и сын Твоей рабыни. Я подвластен тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор вынесенный Тобой мне – справедлив. Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имен, Которыми ты назвал Сам Себя или ниспослал его в книге Своей или открыл его кому-нибудь из творений Твоих или оставил его скрытым от других, сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди, причиной исчезновения моей грусти и ухода моей печали”, то Аллах, Великий и Всемогущий, обязательно избавит его от беспокойства и заменит его радостью. Люди сказали – о Посланник Аллаха, нам следует выучить эти слова? Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Конечно. Тому кто их услышал, следует их выучить.”
Сюда же относится молитва пророка Аллаха – Юнуса, мир ему, когда тот находился в чреве проглотившей его рыбы.
Аль-Хаким, да одарит его Аллах Своей милостью, привел в своем сборнике Аль-Мустадрак хадис от Саада бин аби Вакаса, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Молитва Зуннуна (Юнуса), которую он прочитал в чреве рыбы была такой: “Нет божества достойного поклонения кроме Тебя, пречист Ты. Воистинну я был одним из беззаконников”
Что бы ни попросил мусульманин у Аллаха посредством этой молитвы, Аллах ответит ему. Это подтверждается в словах Всевышнего:
“Мы ответили на его мольбу и спасли его от печали. Так мы спасаем верующих.”
Одной из великих причин того, чем можно облегчить скорбь, устранить беду в этой бренной жизни и спастись от ужасов Судного Дня – это выполнение своих обязательств перед Всевышним Аллахом посредством веры в Него, устремлением к Его довольству, веры в Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, следование пророческой сунне и соблюдение шариата. К этому также относится и соблюдение прав рабов Аллаха путем совершения для них различных благодеяний взяв себе за образец благородного пророка, мир ему и благословение Аллаха.
Когда он рассказал матери правоверных Хадидже, да будет доволен ею Аллах, о том, что случилось в пещере Хира, когда ангел Джабриил, мир ему, пришел к нему с откровением от Аллаха, Хадиджа сказала: “нет, клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, помогаешь нести бремя слабому и оделяешь неимущего, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь им переносить тяготы судьбы” Этот хадис привели Аль-Бухари и Муслим, да одарит их Аллах своей милостью.
В этом оказание помощи слабому и поддержки неимущего содержится облегчение скорби опечаленного человека, снятие тягот испытаний с его плеч.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призывая совершать благое сказал: “Благие дела защищают от зла, бедствий и гибели. Совершающие благое в этом мире, будут таковыми и в загробном мире”. Хадис привел Аль-Хаким в своем сборнике хадисов Аль-Мустадрак с достоверной цепочкой передатчиков.
В совершении благих дел также содержиться исполнение права брата в религии, которое Всевышний Аллах упомянул в словах “Воистинну, верующие – братья“. Аллах также сказал: “Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу”.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Верующие по своей взаимной любви, милости и сочувственному отношению друг к другу подобны телу – когда один орган заболевает, остальное тело отвечает ему бессоницей или лихорадкой” Муслим привел этот хадис в своем Сахихе от Аммана ибн Башира, да будет доволен им Аллах.
Это высказывание указывает на то, что братство по вере предполагает избавление брата-мусульманина от постигшей его печали, поддержку в беде, помощь в несчастье. При этом можно надеятся на большую награду и щедрое воздаяние от Аллаха.
В хадисе, приведенном имамом Аль-Бухари и Муслимом в их достоверных сборниках, от Абдуллы ибн Умара, да будет доволен им Аллах, говорится, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Мусульманин мусульманину брат и он не должен ни притяснять ни придавать его. Тому, кто поможет своему брату в нужде его, Аллах поможет в его собственной нужде. Того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня Воскресенья, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День Воскресенья”. В версии этого хадиса, которую приводит Муслим далее говориться: “тому кто облегчит нужду бедного человека в этом мире, Аллах облегчит нужду в этом мире и мире вечном. Аллах помогает рабу пока раб помогает своему брату”.
В этом хадисе как сказали ученые содержится указание на то, что воздаяние будет подобно самому делу. Воздаяние за избавление от беды в этом мире будет представлять собой избавление от беды в загробном мире и нет сравнения, о рабы Аллаха, между бедствиями в этом мире и бедствиями в Судный День. Воистину, бедствия и ужасы загробной жизни велики, поэтому Всевышний Аллах припасает воздаяние за избавление от мирских печалей для того, чтобы облегчить посредством этих дел печалей Своих рабов в Судный День, когда человек будет крайне нуждаться в щедрости и милости Аллаха и воистину милость Аллаха прольется только на милосердных из Его рабов, так проявите же богобоязненность, рабы Аллаха, исполняйте права религиозного братства помогая вашим братьям когда у них случается несчастье или бедствие, когда в их жизни наступает темная полоса. Помогайте им в том что поможет им и не принесет вреда вам. Помогайте им из того, чем Аллах наделил вас. Так вы заполучите довольство вашего Господа и внесете вклад в призыв к вашей религии, к пути вашего Господа. Так вы покажете идеальный образ мусульманского общества, представляющий миру сияющий и светлый пример благой жизни, протекающей на принципах веры и наследованию руководства Корана и сунне господина всех людей – пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
Пусть Аллах принесет мне и вам пользу от руководства книги Аллаха и сунны его пророка, мир ему и благословение Аллаха. Заканчивая свои слова, я прошу у Великого Аллаха прощения за все наши грехи для себя, для вас и для всех мусульман, воистину Он – Прощающий, Милостивейший.
Хвала Аллаху достохвальному покровителю, который вершит то, что пожелает. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища и свидетельствую что наш господин и пророк – раб Аллаха и Его посланник, обладатель высоких нравственных качеств и благоразумного пути. О Аллах, благослови и приветствуй Твоего раба и посланника Мухаммада, его семью и сподвижников.
О, рабы Аллаха, некоторые ученые пояснили слова пророка, мир ему и благословение Аллаха:
“того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня Воскресенья”
Они сказали, что в этих словах упоминается великая награда за выполнение потребностей мусульман и помощи для них тем, чем только можно: знанием, влиянием, силой, советом, указанием на благое, оказанием личной помощи либо через других людей либо посредством ходатайства или же совершением дуа за этого человека. На достоинство этого действия нам указывает и то, что создания зависят от Аллаха и в избавлении их от печали содержиться благодеяние по отношению к ним, а господин или хозяин обычно любит когда к его свите и подчиненным проявляется благодеяние. Нет ничего легче, чем помочь в беде и несчастье верующему, который сам всегда поддерживал своих братьев, помогал им в чем мог, утешал их, устранял страхи боящихся, помогал слабым, неутомимо нес на себе их груз, давал приют обездоленным, не избегал их и не тяготело его их общество. О подобном соблюдении прав мусульман и защиты их от зла говорится в словах пророка, мир ему и благословение Аллаха:
“не завидуйте друг другу, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговлю друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни оставлять его без помощи, ни относится к нему с презрением, а богобоязненность скрыта здесь” – и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, трижды указал рукой себе на грудь, после чего сказал: “Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в исламе и для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина”
Так проявите же богобоязненность, о рабы Аллаха, и соблюдайте права ваших братьев по вере где бы они ни были. Помогайте им во всяком благе и будьте для них неприступной защитой перед планами алчных и корыстных людей, а также не переставайте помнить что Всевышний Аллах повелел вам благословлять и приветствовать лучшего из людей.
Он сказал в самых правдивых словах: “Воистинне Аллах и ангелы благословляют пророка. О те, которые уверовали, благословляйте его и приветствуйте миром.”
Дуа..
И в заключении: хвала Аллаху, Господу Миров.
Шейх Усама Хайят
Из цикла Пятничные проповеди из Заповедной Мечети на сайте http://www.whyislam.ru