Достоинство первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Хвала Аллаху, Господу миров, благословение и мир последнему пророку, Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.
Поистине, Всевышний Аллах создал нас для того, чтобы мы поклонялись Ему. В Священном Коране Он сказал:
“Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне”
И нет сомнений в том, что покорные рабы Аллаха должны поклоняться Всевышнему в любое время и где бы они ни находились. Однако есть периоды времени и места, которые Господь особенно выделил для выполнения тех или иных видов поклонения, дабы верующие ещё больше смогли усердствовать в надежде на получения довольства и награды Аллаха.
Среди таких периодов времени, которые были выделены Всевышним Аллахом – первые десять дней месяца Зуль-Хиджа. На достоинство и величие этих дней указывают Священный Коран и Пречистая Сунна.
Во-первых, Всевышний Аллах поклялся этими днями в Своей Священной Книге:
“Клянусь зарею! Клянусь десятью ночами!”.
Многие учёные из числа ранних и поздних поколений, такие как Ибн Аббас, Ибн Аз-Зубайр, Муджахид, Ибн Касир, Ибн Аль-Кайим, сказали что Аллах поклялся первыми десятью днями месяца Зуль-Хиджа.
Во-вторых, совершаемые благодеяния в эти дни считаются лучшими, чем джихад на пути Аллаха, как об этом передаётся в хадисе:
Со слов Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими), что однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Аллах любит благодеяния, которые были совершены в эти десять дней больше, чем дела, совершённые в другие дни”.
Тогда люди спросили: “О посланник Аллаха, даже если этим делом будет джихад на пути Аллаха?”
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: “Даже если этим делом будет джихад на пути Аллаха, за исключением того человека, который, выйдя на пути Аллаха, пожертвовал самим собой и своим имуществом”.
В-третьих, первые десять дней месяца Зуль-Хиджа велики перед Аллахом, и Всевышний больше всего любит те благодеяния, которые были совершены в них.
Передаётся от Абдуллы Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Нет дней, более великих перед Аллахом чем эти десять дней, и нет дней, в которых совершенные дела были бы более любимыми Им, чем эти десять дней. Так чаще произносите в них слова тахлиля (“Ля иляха илля-Ллах”), такбира (“Аллаху Акбар”) и тахмида (“Аль-хамду ли-Ллях”)”.
В-четвёртых, первые дни месяца Зуль-Хиджа лучше, чем последние дни месяца Рамадан.
Ибн Аль-Кайим (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: “Последние десять ночей месяца Рамадан лучше, чем первые десять ночей месяца Зуль-Хиджа, а что касается первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа, то они лучше, чем последние десять дней месяца Рамадан. Тем самым устраняется неясность. Последние ночи Рамадана имеют предпочтение, так как среди них есть ночь предопределения. Достоинство же первых десяти дней Зуль-Хиджи заключается в том, что среди них есть значимые дни, такие как день жертвоприношения, день Арафата, день Тарвии”.
В-пятых, среди первых десяти дней есть два самых лучших дня в году – это день жертвоприношения (Курбан-байрам, 10-е число месяца Зуль-Хиджа), и день Арафата (9-е число месяца Зуль-Хиджа). Что касается дня жертвоприношения, то по этому поводу приводится хадис от Абдуллы ибн Курт Ас-Сумали Аль-Азди (да будет доволен им Аллах):
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Самыми великими днями перед Всевышним Аллахом являются день жертвоприношения и день Аль-Карр”.
День Аль-Карр – это одиннадцатый день Зуль-Хиджи, с арабского языка дословно переводится, как “пребывание, поселение”, так как паломники пребывают и поселяются в долине Мина, завершив практически все обряды хаджа (тауаф аль-ифада (семикратный обход вокруг Каабы для хаджа), жертвоприношение).
Что касается достоинства дня Арафата, то по этому поводу передаётся хадис от Айши (да будет доволен ею Аллах):
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Нет дня, в котором Аллах больше всего освобождал бы своего раба от огня, чем в день Арафата. Поистине, Аллах (Свят Он и Велик) приближается (к Своим рабам), а затем гордится ими перед ангелами. И спрашивает: “Чего они хотят?””.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал также: “Лучшей ду’а (мольбой) является та, которая была совершена в день Арафата”.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Я надеюсь, что Аллах, благодаря посту в день Арафата, простит прегрешения за прошлый год и за будущий…”.
Пост в день Арафата является желательным в отношение тех, кто не совершает хадж, что же касается паломника, то он не постится в этот день, дабы были у него силы для ду’а (мольбы) и поминания Аллаха, тем самым следуя за посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), так как он не постился на Арафате.
…
Са’ид Ибн Али Вахф Аль-Кахтани
Перевод: Вахитов Марат