Смысл жизни или различие между наслаждениями этого мира и мира вечного.
Хвала Аллаху – Судье, Справедливому, Проницательному, Доброму, Сведующему. Я восхваляю Его, пречист Он и Ему принадлежит мир бренный и последующий и к Нему наше возвращение. Я свидетельствую что нет божества достойного поклонения, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварища и свидетельствую что наш господин и пророк Мухаммад – раб Аллаха и Его посланник, добрый вестник, предостерегающий увещеватель и освещающий светоч. О Аллах, благослови и приветствуй Твоего раба и посланника Мухаммада, его семью и сподвижников.
Бойтесь Аллаха, о рабы Аллаха и помните о том, как вы встанете перед Ним в день, когда человек увидит что уготовили его руки, а неверующий скажет: “Лучше бы мне быть прахом” (примечание: Судный День).
Рабы Аллаха, приведение для людей примеров, различающих значение истины помогает им лучше принять эти истины, достичь совершенства в понимании сказаного и правильном представлении. Приведение точных примеров речи это часть искусства красноречия и убеждения, по поводу которого Аллах сказал, приказывая Своему пророку, с.а.с.:
Увещевай их и говори им наедине (или говори им о них) убедительные слова
Поэтому, когда пророк а.с. захотел направить людские взоры к истине, сущности мирской жизни, показать, насколько они очарованы ей и ее украшениями, блеском и красотой, он сказал:
Воистинну, этот мир сладок и зелен и воистинну Аллах сделал вас Своими наместниками в нем, чтобы посмотреть, какие деяния вы будете совершать (хадис привели Муслим в своем Сахихе и Ан-Насаи в Суннане)
Нет сомнения что сладость и зеленость чрезвычайно важны для людей, они привлекательны и приносят радость. Стремясь к достижению удовольствия люди постоянно интересуются этим миром, занимая при этом одну из двух позиций:
Первая позиция – это позиция обладателей разума, которых Аллах наставил на прямой путь (и указал им истинный смысл жизни). Они последовали самыми верными дорогами, руководствуясь благороднейшей целью. Несмотря на то, что они получили предопределенное им удовольствие этого мира, они узнали, что нужно остерегаться того, чтобы это наслаждение во всем своем блеске и красоте отвлекало их от вечного наслаждения и непроходящего великолепия, от удовольствия, которое никогда не кончиться. Это то удовольствие и наслаждение, которое Аллах подготовил для Своих благочестивых и праведных рабов и сообщил об этом в Своей книге:
А что до тех, которые уверовали и вершили праведные дела, то ведь Мы не теряем награды тех, кто совершал добро. Именно им уготованы сады Эдема, в которых текут реки. Они будут украшены золотыми браслетами и облачены в зеленые одеяния из атласа и парчи. Они будут возлежать там на ложах, прислонившись. Замечательное вознаграждение и прекрасная обитель!
Об этом сообщил и пророк, с.а.с..
В хадисе, приведенном Аль-Бухари и Муслимом в их сахихах от Абу Хурейры, р.а., в котором говориться что пророк, с.а.с., сказал: Всевышний Аллах сказал: “Я подготовил для Своих праведных рабов то, что еще никто не видел и не слышал, что не приходило на ум человека”
Прочитайте если хотите. Ни один человек не знает, какие услады для глаз скрыты для них в воздаяние за то, что они совершали.
Также пророк, с.а.с., описал райское наслаждение словами:
Когда обитатели Рая зайдут в Рай, к ним воззовут: “Воистинну, вы будете здоровы и никогда не заболеете. Вы будете живы и никогда не умрете и воистинну вы будете наслаждаться и никогда не будете испытывать беды – и это слова Всевышнего Аллаха. Им будет возвещено: “Вот Рай, который вы унаследовали за то, что совершали” Этот хадис Имам Муслим привел в своем Сахихе, от Тирмизи в сборнике Аль-Джамия, от Абу Саида Худри, р.а.
Пророк, алейхи саляту уа ссалям, разъяснил величие и возвышенность загробного наслаждения, его предпочтительность над всеми мирскими наслаждениями сказав:
Утренний или вечерний выход на пути Аллаха лучше чем мир и все что в нем есть. Расстояние, на которое стреляет лук в Раю лучше чем этот мир и все что в нем есть. И если бы райская женщина показалась бы людям живущим в этом мире, она бы осветила и заполнила ароматом все, что между небом и землей, а ее головной убор лучше чем этот мир и все что в нем есть. Хадис привели Аль-Бухари и Муслим в Сахихах, Ат-Тирмизи в сборнике Аль-Джамия.
Воистинну, о рабы Аллаха, это будет наслаждение ни с чем не сравнимое и ничему не подобное. Не удивительно, что за совершение каждого вида блага люди получают щедрую долю – исполняли ли они приказы своего Господа, выполняли ли обязательные религиозные предписания, воздерживаясь от запретного, приближаясь к Аллаху посредством дополнительных добровольных видов поклонений, занимаясь на Земле полезными делами и избавившись от напрасного любопытства. Они пребывают в убежденности, что в то время, когда свои ограниченные жизни они посвещают довольству своего Господа, оставляя после себя благие дела, они сеют то что пожнут уже завтра, постоянно вспоминая слова своего Господа:
Тому, кто пожелал нивы последней жизни, мы увеличим его ниву.
Аллах также сказал:
А если кто возлюбит последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены.
Эти люди пошли правильным благоразумным путем и стали, таким образом, лучшими из тех, кто исполнил божественный приказ, приводящемся в одном из заветов Лукмана, с которым он обратился к своему сыну:
Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к последней обители, но не забывая о своей доли в этом мире, твори добро подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя.
Они творили добро для себя наилучшим образом сделав мирскую жизнь путем, приводящим к довольству Аллаха и входу в Рай – обитель вечного наслаждения. Таким образом они стали самыми мудрыми из созданий, самыми разумными и почтенными перед Аллахом рабами.
Их противоположность – те, чьи сердца Аллах оставил без своего поминания и они стали потакать своим желаниям. Их дела окажутся тщетными. Воистину, они последовали путем заблуждения, отклонились от истинны, отказались от исполнения фардов (обязательных предписаний), впали в запретное, преумножили поедание харама и стали поклоняться динару и дирхему, скупость у них встала на место щедрости, связи между ними оборвались, узы ослабли и получение преходящего удовольствия стало их высшей целью, самым главным стремлением и основной заботой.
Они стали собирать все для этого бренного мира, забывая о последующей жизни, не обращая на нее внимание и их воздояние было таким как сказал Всевышний:
Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем того, кого пожелаем, а потом Мы предоставим ему геену, где он будет гореть презренным и отверженным.
Они заслужили порицания Аллаха и исполнения Его угрозы в их отношении. Аллах сказал:
Страсть к преумножению увлекает вас, пока вы не посетите могилы. Но нет! Скоро вы узнаете! Еще раз нет! Скоро вы узнаете! О нет! Если бы вы только обладали знанием с полной убежденностью! Вы непременно увидите Ад. Вы увидите его своими глазами доподлинно. В тот день вы будете спрошены о благах.
Бойтесь Аллаха, о рабы Аллаха и будьте с людьми, которые стремятся к последней обители посредством того, что Аллах даровал им и не забывают о своей доли в этом мире. Это те – кого Аллах направил прямым путем и это обладатели разума. Мирская жизнь во всей своей красе не обольщает их. Ваш Всевышний Господь разъяснил вам истинную сущность этой жизни как можно яснее и красноречивее, сказав:
Знайте, что мирская жизнь — всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами и стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь — всего лишь предмет обольщения. (сура Железо, аят 20)
Пусть Аллах приведет пользу мне и вам руководством Своей книги и сунной Своего пророка, с.а.с. Я сказал все и я прошу прощения у Великого Аллаха для себя, для вас и для всех мусульман, прошу Его, чтобы Он простил нам наши грехи, ведь воистину Аллах – Прощающий, Милосердный. … О рабы Аллаха.
В хадисе, который привел имам Муслим в своем Сахихе, Ат-Тирмизи Аль-Джамиа, от Абдуллы Ибн Амра Бин Аль-Аса, р.а., говориться, что он слышал как посланник Аллаха, с.а.с., сказал: “Преуспел тот, кто покорился (принял ислам), получив удел, необходимый для жизни, пропитания и удовлетворился тем, что Аллах ему дал.”
В хадисе, который Аль-Бухари и Муслим привели в своих Сахихах от Абу Хурейры, р.а., говориться, что он сказал что слышал как посланник Аллаха, с.а.с., сказал: “О Аллах, сделай удел семейства Мухаммада достаточным на день.”
Это пророческое наставление, и как же оно мудро и велико. Как прекрасны будут последствия, если за основу взять путь удовлетворенности малым. Душа успокоиться, сердце вкусит покой и жизнь станет приятной ведь воистинну, эта жизнь переправа и человек сможет забрать из нее для себя только благие дела, когда-либо сделанные им для себя.
Бойтесь Аллаха, о рабы Аллаха. Пусть это правильное направление станет лучшим из того, что вы подготовите на пути к вашему Господу. Постоянно помните, что Всевышний Аллах повелел вам благословлять и приветствовать миром лучшего из людей.
Аллах сказал в самой правдивой речи:
Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром. (Сура «аль-Ахзаб» 33:56)
Дуа.
Шейх Усама Хайят
Из цикла Пятничные проповеди из Заповедной Мечети на сайте http://www.whyislam.ru