ТОП-5 ловушек, связанных с ростовщичеством. Ловушка № 4 — Сетевой маркетинг (на примере AMWAY)
Российский Совет по Исламским Финансам
Автор: Шовхалов Шамиль
Первая статья в данном цикле: ТОП-5 ловушек, связанных с ростовщичеством. Введение
Несмотря на то, что шариатские законы дают ответы на все вопросы мусульман, утверждать о том, что все теоретические проблемы решены, не приходится, так как в жизни людей каждый день возникают новые явления, процессы и т. д. К таковым относится сетевой маркетинг. Цель данной статьи – определить сущность сетевого маркетинга и проанализировать его на предмет соответствия шариатским нормам и правилам.
В маркетинге традиционно выделяют следующие виды продвижения продукции: реклама, прямые продажи, паблисити.
Карл Ренборг в условиях тотального кризиса американской экономики предложил иной подход к продвижению и стимулированию продаж, когда клиент компании выступает и в качестве сотрудника. Так, на своем опыте он привлек своих знакомых, которые позже распространяли его продукцию за комиссионное вознаграждение, создавая целую сеть, назвав это «маркетингом по рекомендациям». Такие термины как «Многоуровневый маркетинг» (Multilevel marketing или MLM) и «Cетевой маркетинг» (Network marketing) были предложены позже.
История продвижения бизнеса К. Ренборга привела его к созданию компании «Nutrilite Products». Позже сотрудники данной организации Рич Де Вос и Джей Ван Эндел создали собственную организацию, известную во всем мире, – «American Way Corp.» или «AMWAY», которая занималась продажей бытовой химии, витаминов, косметики, а сегодня это одна из самых известных компаний многоуровневого маркетинга в мире.
В общеизвестном смысле сетевой маркетинг – это маркетинговая концепция реализации товаров и услуг посредством прямых продаж, предполагающая создание многоуровневой организации из независимых сбытовых агентов, распространяющих информацию о товаре и возможности вовлечения в бизнес и получающих доход за счет реализации продукции, бонусов от объёма продаж и вознаграждение за привлечение новых клиентов и агентов.
Для анализа исследуемого вопроса обратимся к практической стороне сетевого маркетинга. Например, в упомянутой компании «AMWAY» доход каждого агента состоит из трех составляющих:
1. Розничная наценка на продаваемую клиентам продукцию.
Агент приобретает продукцию по специальной цене и продает ее конечным потребителям по рекомендуемой розничной цене с наценкой 30%, тем самым формируя личный доход.
2. Вознаграждения за личный товарооборот.
Ежемесячные вознаграждения варьируются от 3% до 21% от товарооборота в зависимости от продуктивности агента.
3. Денежные вознаграждения и поощрения за результаты работы группы.
Каждый сотрудник может получать ежемесячные и годовые вознаграждения за привлечение новых клиентов или агентов, а также поощрения за объемы продаж последних [1].
Таким образом, основное отличие такой сети от обычной заключается в том, что сотрудник получает доход не только от товарооборота, но и от количества привлеченных людей в бизнес, а также от последующей их продуктивности.
В результате можно сделать заключение, что основная идея сетевого маркетинга – максимально расширить сеть из клиентов-сотрудников для максимизации финансового результата.
Для проведения исследования сетевого маркетинга на предмет соответствия шариатским нормам и правилам, на взгляд автора, можно разделить четыре составляющие во всей цепи сетевого маркетинга:
— купля-продажа товара;
— вознаграждение за достижение определенного уровня продаж;
— бонусы за привлечение новых сотрудников;
— премия за достижение определенного уровня продаж привлеченных сотрудников.
Проанализируем каждый пункт на предмет его соответствия шариатским нормам.
1. Купля-продажа товаров.
Запрещено заниматься куплей-продажей товаров, которые не дозволены в Шариате. Например, бизнес, связанный с алкоголем, табаком, свининой и др.
Касательно самой формы продажи, то здесь важно учесть правила продажи товаров по Шариату, к которым в обобщенном виде можно отнести следующие:
— предмет продажи должен существовать на момент продажи и находиться в физическом или законном владении собственности продавца;
— предмет продажи должен быть определенно известен и идентифицирован покупателем;
— продажа и получение купленного товара должны быть определенными и не должны зависеть от неопределенных обстоятельств или случая;
— цена должна быть четко определена и не должна зависеть от неопределенных обстоятельств или случая;
— продажа должна быть безусловной за исключением случаев, когда условие признается как часть сделки [8].
2. Вознаграждение за достижение определенного уровня продаж.
В Шариате нет ограничений на выплату каких-либо премий, если говорить о сотрудниках компании за их реальный вклад в деятельность организации. Более того стремиться к наиболее максимальному результату есть благое дело с точки зрения Ислама. Так, Пророк Мухаммад говорил (смысл):
«Если мусульманин делает какую-то работу, Аллах желает, чтобы он это выполнял это в совершенстве».
Если же вознаграждение полагается в рамках проводимого конкурса, то к нему существуют отдельные условия по Шариату:
— с участников не должны взиматься какие-либо взносы для того, чтобы иметь возможность на победу в конкурсе;
— как приз, так и тема конкурса должны быть дозволенны Шариатом;
— участники не должны игнорировать свои обязанности или важные задачи [2].
3. Бонусы за привлечение новых сотрудников.
Данный пункт является именно той составляющей, по поводу чего ведутся дискуссии в отношении сетевого маркетинга не только в религиозной среде. Причина заключается в том, что условие привлечения новых сотрудников делает сходным сетевой маркетинг с мошенническими схемами финансовых пирамид, хорошо знакомых российским гражданам. Сравним их в таблице 1 следующего вида.
Таблица 1 – Сравнение сетевого маркетинга и финансовых пирамид
Признаки |
Сетевой маркетинг |
Финансовая пирамида |
1. Стремление максимизировать дистрибьюторов/клиентов |
Да |
Да |
2. Выплата комиссионных за привлечение дистрибьюторов |
Да |
Да |
3. Вознаграждение за последующее привлечение уже привлеченными в сеть |
Да |
Да |
4. Продвижение продукции |
Да |
Нет |
5. Запрет в некоторых государствах |
Нет |
Да |
В результате, можно заключить, что сходство сетевого маркетинга и финансовых пирамид заключается в использовании метода цепной реакции, когда каждый сотрудник обязуется для достижения серьезного финансового результат продвигать и стимулировать продажи посредством других людей. Важно заметить, что в финансовых пирамидах товар, как правило, вообще отсутствует. С другой стороны, как правило, в сетевом маркетинге доминантной целью является привлечение новых участников, а не повышение товарооборота.
Рассматривая мнения мусульманских богословов, автор данной статьи опирался на наиболее известные школы суннитской доктрины. В частности, «Дом исламских фетв Египта» в 2011 г. издал правовое заключение относительно запретности сетевого маркетинга в мусульманских странах на примере организации «Qnet» [3]. Для данного исследования представляет интерес их анализ вопроса вознаграждения за вовлечение новых участников. В своей работе ими указаны две точки зрения в этом отношении:
1. Если сетевой маркетинг относится к традиционной торговле, то в таком случае там присутствуют две взаимосвязанные сделки. Однако существует хадис (смысл):
«Посланник Аллаха запретил соглашение, подразумевающее две сделки в одной («Муснад» имама Ахмада).
2. Если же рассматривать такой метод продаж как новое явление, то здесь не соблюдаются следующие условия современных сделок:
— условие сохранения равновесия рынка;
— условие выгодности сделки для обеих сторон, т.к. в этом случае мало гарантий для вовлеченного в процесс человека, а целью компании является получение прибыли, товар же участвует формально, не является основным предметом продаж, он лишь средство для вступления в бизнес.
В результате, обе точки зрения делают запретной согласно Шариату деятельность сетевого маркетинга в том виде, который описан в данной работе.
Аналогичную позицию совсем недавно высказал Совет муфтиев ЮАР [6]. Причиной запрета дохода, заработанного на MLM-схемах, согласно их мнению, является двусмысленность (джахалях) и неопределенность (гарар) сделки. В книге «Теория и практика ведения бизнеса по Шариату» автор выделил отдельный пункт, связанный с повышенным риском и неопределенностью [4, стр. 69], приводя в пример повеление в Коране (смысл):
«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры (майсар), идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же, — быть может, вы преуспеете» (5:90)
Азартная составляющая и высокая неопределенность вытекают из хадиса (смысл):
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил торговые сделки, осуществляемые с помощью бросания камешков, и торговые сделки, связанные с опасностью» («Аль-Джами ас-Сахих» имама Муслима)
Это означает, что неопределенность в договорах приводит к их аннулированию с точки зрения Шариата. Неопределенность заключается в том, что неизвестно будут ли привечены клиенты и насколько они будут продуктивны. К тому же лишь малая часть вовлеченных в такой бизнес получает серьезный доход.
Наиболее ранним заключением по поводу сетевого маркетинга явилось заключение в 2004 г. постоянного комитета фетв Саудовской Аравии о его запрете на примере хозяйственной деятельности организаций «Бизнес» и «Хабба аль-Джазира» [5]. Ими были высказаны ряд ключевых аспектов, делающих сетевой маркетинг запретным:
1. Наличие ростовщичества в сделке.
Более того ими высказано мнение, что в данной форме продаж присутствуют два вида ростовщичества: деньги за деньги с отсрочкой и надбавкой. Смысл, заключенный в таком утверждении, заключается в том, что каждый участник вносит сумму для получения прибыли в будущем, а товар – это лишь прикрытие, он не является целью для того, кто начинает работать с такой компанией.
2. Неопределенность в сделке, что было рассмотрено выше.
3. Серьезный доход бывает лишь у компании, а также небольшого количества вовлеченных людей.
4. Обман и запутывание людей.
Под обманом ими подразумевается тот факт, что товар выставляется как цель бизнеса, однако это лишь средство вовлечения людей. Ведь посредничество – это договор, где агент сводит покупателя с продавцом за вознаграждение, а в рассматриваемой ситуации посредник сам обязан быть покупателем.
Еще одним доводом в пользу запрета с точки зрения Шариата является заключение малазийского специалиста в области исламских финансов. Известно, что Малайзия – это один из мировых центров, где вопросы бизнеса по Шариату – это не только проработанная теория, но и практический опыт во многих отраслях. В частности в заключении выделены следующие причины запрета [7]:
1. Завышение цены.
Некоторые товары и услуги продаются через сеть MLM по более высоким ценам по сравнению с ее рыночными ценами только для того, чтобы гарантировать, чтобы компании MLM обладали более высокой нормой прибыли и были в состоянии заплатить комиссию их дистрибьюторам. Эта практика не рекомендуется в Исламе, и согласно некоторым юристам такой вид контракта не имеет законной силы. Однако существуют расхождения во мнениях относительно этого. Некоторые исламские юристы говорят, что это допустимо, другие говорят – нежелательно, а третьи – запретно.
2. Зависимость комиссионного вознаграждения от объема продаж.
Зачастую в компаниях сетевого маркетинга устанавливают минимальный объем продаж, который гарантирует премию. Недостижение установленного результата порой становится причиной прекращения сотрудничества. В Шариате такая форма работы является притеснением прав сотрудника, а такая продажа будет условной.
Ислам не ставит запрет на выплату комиссионных посредством продажи товаров, работ или услуг. Однако такая форма премии становится запретной в случае, когда:
— существует взаимосвязь личной продажи и товарооборота сети, так как в этой ситуации присутствует притеснение сотрудника, а также наблюдается азартная составляющая;
— комиссия обеспечивается за счет других сотрудников, находящихся «на нижнем уровне» сети, что, по мнению некоторых исламских юристов, подпадает под категорию несправедливого присвоения чьей-либо собственности и имеет элемент азартной игры в шариатском трактовании.
3. Отсутствие продвижения товара.
Некоторые схемы MLM лишь требуют, чтобы сотрудники зарегистрировали и вовлекли большое количество людей без потребности продать продукцию. С каждым новым участником сотрудник получает часть вступительного взноса «новичков». Такая схема попадает под запрет ростовщичества, потому что происходит привлечение денежных средств в настоящем за большее количество денег в будущем.
4. Наличие двух сделок в одном контракте.
Такой вывод можно сделать из-за нескольких факторов, как указано ниже:
— цель начального взноса не ясна: стать членом сети или приобрести продукт;
— после вовлечения в сеть человек автоматически назначается агентом компании, который должен принять на работу новых участников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, запрет Шариата вытекает в основном из-за ростовщичества, двусмысленности и неопределенности таких схем. Важно также отметить, что вопрос исследовался с позиции трех правовых школ: ханаифтской, шафиитской и ханабалисткой.
В заключении важно отметить, что если данный вид бизнеса интересен кому-либо, то необходимо гарантировать минимальный уровень соблюдения следующих шариатских аспектов:
1. Дозволенные Шариатом предметы продажи.
2. Реальная продажа товаров.
Товары должны обладать материальным преимуществом для участников или пользователей. Поэтому товары, которые не обладают никакими конкурентными преимуществами, обладают низким качеством, не отвечают требованиям для реальной продажи товаров, должны восприниматься, как средство скрыть финансовую пирамиду. Поэтому сеть должна быть построена на качестве продукции, а не на способности сделать большую прибыль из нового членского сбора.
3. Вознаграждение, заплаченное каждому участнику, должно быть понятным.
Не должно быть никакого вознаграждения «без усилий», о чем отмечалось выше.
4. Вознаграждение не должно зависеть от числа новых участников.
Комиссия должна зависеть от объема товарооборота, который каждому удалось достигнуть. В противном случае схему нельзя назвать реальным бизнесом, скорее это финансовая пирамида.
5. Отсутствие элементов принуждения достижения определенного уровня продаж.
6. Наличие равных гарантий для старых и новых сотрудников получить премиальные, основанные на реальных продажах, а не согласованной схеме вовлечения сотрудников.
Недопустимо, чтобы те, кто присоединяются к сети на ранней стадии, будут всегда извлекать вознаграждение больше, так как сеть возрастает, хотя новый участник может быть намного эффективней.
Таким образом, мусульманам следует отдалиться от сетевого маркетинга, если условия, описанные выше, не соблюдаются. В то же время важно оценивать ситуацию в каждом отдельном случае, так как в наше время многие процессы и явления носят какие-либо названия, но на деле не соответствуют этому. Также важно помнить, что если такие схемы не будут называться сетевым маркетингом, но сущностно будут схожи, то такой бизнес также будет запрещен.
Примечание: после написания статьи некоторые мусульмане задавали вопросы, которые не были затронуты в статье. Приведу два из них, а также дам ответ.
1. Можно ли покупать такую продукцию, не вовлекаясь в бизнес?
Ответ: некоторые думают, что запрет на сетевой маркетинг предполагает запрет на приобретение продукции той или иной компании. Такая продукция, если она не противоречит шариатским правилам, дозволена, и ее можно приобретать.
2. Можно ли продавать такую продукцию по традиционной схеме купли-продажи.
Ответ: такую продукцию дозволяется продавать в отличной от сетевого маркетинга форме.
Библиографический список:
1. Как работает План Amway. (дата обращения: 15.09.2013).
2. Конкурсы: каковы условия для их соответствия Исламу? (дата обращения: 19.09.2013).
3. Правила использования сетевого маркетинга. (дата обращения: 19.09.2013).
4. Шовхалов, Ш. А. Теория и практика ведения бизнеса по Шариату : монография / Ш. А. Шовхалов. — Красноярск, 2013. — 125 с.
5. Fatwa from the Standing Committee on the «Business» and «Hibbat al-Jazeerah» companies and pyramid marketing schemes. (дата обращения: 28.09.2013).
6. MLM и Forex: халяль или харам? (дата обращения: 19.02.2013).
7. Multi Level Marketing : Shariah View. (дата обращения: 28.09.2013).
8. Usmani, M. Т. An Introduction to Islamic Finance. (дата обращения: 13.09.2012).
Мы видим поразительный пример отстраненности государства от регулирования нормы процентной ставки, фактическое узаконивание ростовщичества. Беспроцентный кредит запрещается. Попытка неростовщического кредитования пресекается Статьей 44 Закона « О финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг», которая озаглавлена «Уголовная ответственность за нарушение законодательства при проведении деятельности по оказанию финансовых услуг».